Детская ревность: механизм возникновения

Детская ревность

Ревность далеко не всегда связанна с коллизиями в «любовном треугольнике». Очень распространена ревность одного ребенка к другому в семье. Типичная ситуация: до пяти лет мальчик — кумир семьи, «свет в окошке» для мамы, бабушки, папы. Но вдруг появляется маленькая сестричка. И все в жизни старшего переворачивается. Ребенок сам еще не понимает почему, но испытывает неприязнь к маленькому существу, вокруг которого все прыгают, сюсюкают, а оно только вопит и «нахально» требует к себе все большего внимания. Низвергнутый кумир начинает капризничать, дерзить, а иногда не прочь бывает привлечь к себе внимание тем, что тиранит малышку. Люди, умудренные житейским опытом, говорят: «ревнует».

Рассмотрим другой пример. Столкнулись в школе мальчишки. У одного карманы набиты солдатиками, индейцами, ковбоями – большая коллекция. А у другого такой коллекции нет. И вот развивается конфликт: одним в этой стычке руководит зависть, другим – ревность (он ревниво оберегает свою коллекцию от посягательств). «Не дает поиграть, жадина!» — возмущенно говорит неимущий поклонник солдатиков. «Ему только дай – скажет, что потерял, а сам украдет!» — оправдывает свою позицию обладатель ценности. Эта очень важная, характерная черта: ревнивец не может, не хочет, не умеет делиться с другими. Он – жадина, монополист, отстаивающий исключительное право безраздельного пользования своей собственностью.

Задумаемся над этим серьезнее. Много ли чисто природного в этом механизме? И сколько социально приобретенного, данного воспитанием, носящим на себе след прошлых времен, господства собственнической морали, которая, видимо, еще прочно сидит в глубинах нашей психики. «Но ведь ребенок совсем маленький, — можно возразить, — где это он мог научиться этой самой собственнической страсти? Она сидит в нем самом – в генах!» Так ли? Да вовсе не так!

Ребенок «срисовывает» узоры с нас, родителей. А мы и не замечаем этого – так ловко, незаметно для нас он это делает. Сколько раз ребенок, который только учится говорить, слышит в доме слова «мое», «твое» и сколько раз слова «наше»? Подумаем об этом. А какие эмоции вы испытываете, когда приходится делиться, расставаться с какой-то вещью, с которой вам расставаться не хочется? Например, когда приходится отдавать часть своего свободного времени, которое вы так интересно намеревались использовать, на скучнейшие бытовые заботы? Когда приятель просит у вас одолжить какую-то книжку, над которой вы «дрожите»?

Да, признаем себе: мы не замечаем, как непроизвольно кривится наше лицо, как невольный жест досады и недовольства выдает наше огорчение или раздражение. А ребенок смотрит на нас: засветится ли на нашем лице радость от счастливой возможности помочь человеку? Или высветится нечто совсем иное? Вот по этим сигналам он и узнает от нас, что такое хорошо и что такое плохо. Хорошо, когда нам дают (дарят), плохо, когда нам приходится отдавать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.